ПАГОДА та 塔 — архитектурное многоярусное сооружение в китайском буддизме, символизирующее достижение просветления.

ПАВЛИН куньцюэ 孔雀 — прототип феникса, ставшего в китайской культуре символом женского начала и плодородия; в системе символов чиновников представляет третий ранг, что связано с образом феникса-самца.

ПАЛИЦА чу 杵(уменьшительное от: палка-дубина, посох, полено) — древнейший и простейший тип оружия, происходящий от обычной деревянной палки. Такой деревянный инструмент состоит из рукояти и боевой ударной части в виде утолщения или массивного навершия (набалдашника), составляющих единое целое.

ПАСПАРТУ сянкуан 相框 — в музейном деле картонное обрамление культового предмета, выполненного из бумаги или ткани.

ПАУК си чжу 喜蛛 — одно из редких терминологических обозначений паука си 喜выступает омонимом слова «радость», изображение паука служит пожеланием счастья.

ПАТРА бо 缽, инци 應器 — в буддизме чаша для сбора подаяний, пищи, подносимой монахам мирянами.

ПЕРЛ чжэньчжу 珍珠 — жемчуг, драгоценность, символ и пожелание богатства.

ПЕРСИК тао (цзы) 桃子— символ бессмертия (долголетия), связан с мифом о царице запада богине Сиванму; рассказывается, что в ее владениях растет персиковое дерево, которое плодоносит один раз в 10 000 лет, это Персики долголетия шоу тао 壽桃. Сиванму устраивает пир, на который собираются все бессмериные-сяни , чтобы вкусить эти плоды. Образ персика вошел в самые разнообразные художественные композиции как благопожелание, и является атрибутом божеств долголетия.

ПЕТУХ цзи 雞 — в даосских изображениях на иконе Цзао-вана — бога домашнего очага, — выступает в паре с собакой и служит символом домашнего благополучия.

ПЕЧАТЬ инь 印 — в даосской иконографии символ учености.

ПЕЧАТНЯ хуадянь 畫店 — см.: ксилография

ПИОН мудань 牡丹 — цветок богатства и знатности фугуй 富貴, считается царем всех цветов, символ знати, соотносится с началом лета, ассоциируется с женской красотой и семейным счастьем.

ПИСЧИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ вэньфан сы бао 文房四寶 «четыре драгоценности ученого кабинета» — в конфуцианской и даосской иконографии символ учености.

ПОВЯЗКА ИЗ ЛИСТЬЕВ шуе и 樹葉衣набедренная — часть одеяния отшельников, в даосской иконографии — бессмертных .

ПОКЛОНЯЮЩИЙСЯ — в буддийской иконографии адепт, поклоняющийся будде или бодхисаттве.

ПОЛУМЕСЯЦ, СОЛНЦЕ, ЯЗЫЧОК ПЛАМЕНИ — в буддийской тибето-монгольской иконографии сочетание этих образов служит символом само возникновения мира; обычно венчает ступы — архитектурные сооружения, и их изображения.

ПОСОХ сичжан 杖 — в даосской иконографии атрибут отшельника; в буддийской иконографии посох странствующего монаха.

ПОЧЕТНЫЙ ЗОНТ хуагай 華蓋. Зонт был изобретен в Китае в XI веке до н. э. Он считался символом власти; только императоры и приближённые царственных особ могли пользоваться зонтами. Зонты были до 1,5 метра высотой и весили до 2 кг. В буддизме зонты стали атрибутом иерархов и особо почитаемых духовных наставников.

ПРЕДСТОЯЩИЕ шичжэ 侍者 — в буддийской иконографии фигуры учеников Будды или фигуры бодхисаттв у трона Будды.

ПОМПОН динчжу 頂珠. См. шапка и чиновник.

ПУАНЬ 普俺 — монах эпохи южная Сун (960–1279, южная Сун с 1127), принадлежал к школе чань-буддизма (основанного на практике медитации), проповедовавшей отрешение от влияния культа и догматов в пользу раскрытия собственной «природы будды».

ПУСЯНЬ 普賢 (санскр. Самантабхара) — персонаж буддийской мифологии, бодхисаттва созерцания и медитации.

ПЯТЬ СЫНОВЕЙ уцзы 五子. Изображение на народных картинах пятерых мальчиков (или пятерых цыплят) восходит к легендарному герою по имени Доу Юй-цзюнь из Яньшаня, жившему в X веке, все пять сыновей которого прошли первыми на экзаменах и стали знаменитыми сановниками. Композиция выражает пожелание такого же успеха сыновьям того, кто принимает в подарок картину.