МА-ВАН — в китайской народной мифологии бог-покровитель лошадей, культ которого возник еще в глубокой древности и был особенно актуален для северных областей Китая. Он считался воплощением созвездия Фан, которое вершит судьбы коней. Был почитаем военными всадниками и коневодами.

МАНДАЛА (санскр. круг) маньтуло 曼荼羅 — в буддизме комплексное изображение различных символов в круге или на симметрично оформленном пространстве буддийской иконы.

МАНДЖУШРИ 文殊 — бодхисаттва мудрости; изображается с мечом в правой руке и книгой на лотосе — в левой, в наиболее популярной форме — едущим на льве.

МАНДОРЛА синжэнь гуанлунь 人光輪 — в буддийской иконографии свечение вокруг тела Будды или другого просветленного существа.

МАНТРА санскр. дхарани, кит. толони 陀羅尼, чжэнь янь 真言 — в буддизме словесная формула, служащая молитвой и заклинанием, обычно не переводимая; используется для призывания божеств (просветленных существ).

МЕАНДР — графический орнамент, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию.

МЕЧ цзянь 劍 — в даосской иконографии атрибут военных богов, генералов, а также магов, заклинателей злых духов; в буддийской иконографии бодхисаттвы Манджушри выступает как меч мудрости, отсекающий неведение.

МИНЬ-ГУН 閔公 — бывший министр, обратившийся в буддизм и пожертвовавший землю под храм на горе Цзюхуашань.

МОНЕТЫ цянь 錢 в Китае были введены в эпоху Чжоу (XI–III вв. до н. э.). Монеты чохи делались из бронзового сплава, первоначально их формы были различны в каждом регионе. Со временем утвердилась единая форма монеты — кружок с квадратным отверстием в центре. Сквозь отверстие протягивался шнурок, соединяя монеты в связку. Такие монеты назывались цянь , их форма сохранялась и в последующие века. В чжоускую эпоху были изобретены и способы отливки монет посредством выпуклых матриц, которые также делались из бронзы.

МУХОГОНКА фуцзы 拂子 — в буддийской иконографии символизирует послушание, готовность следовать учению Будды, устранять все препятствия на пути, избегая при этом насилия: мухогонка отгоняет насекомых, не причиняя им вреда; атрибут персонажей, сопровождающих Будду.

МЭНЬ-ШЭНЬ 門神 (от мэнь — ворота, и шэнь — божество) — в китайской мифологии духи — хранители ворот. В «Книге обрядов» (IV–II вв. до н. э.) упоминаются жертвоприношения в честь духов дверей и ворот. О печатных изображениях мэнь-шэня упоминают уже памятники XII века. Впоследствии мэнь-шэни стали едва ли не самыми популярными персонажами новогодних народных лубков. В роли мэнь-шэней выступают обожествлённые герои. Они рисуются в виде грозных полководцев с алебардами; изображение одного наклеивалось на одну створку дверей, другого — на другую. Лубки с мэнь-шэнями вешались на дверях общественных зданий, храмов (кроме буддийских), частных домов.