КАЛИГРАФИЯ шуфа 書法 — искусство красивого письма; в Восточной Азии считается важным искусством, утончённой формой живописи. В Древнем Китае владение каллиграфией ( шуфа ) было очень важно для кандидатов, сдающих императорский экзамен. Каллиграфия существует более 2000 лет, и насчитывает пять основных способов написания текста. Для калиграфии необходимы «Четыре драгоценности»: кисть, тушь (хорошие чернила должны быть однородными и иметь блеск), бумага (была изобретена в Китае во II в. н. э.) и чернильный камень. Каллиграфия очень значима в культуре Китая и является скорее особым искусством, нежели просто способом передачи информации.

КАРП лиюй 鯉魚 — омоним слов «прибыль» ли利и «остаток» юй余, в народной картине символ упорства, преодоления препятствий (считается, что он может плыть против течения), успешной сдачи экзаменов на чиновничью должность; его серебристая чешуя также ассоциируется с богатством.

КАРТУШ — в архитектуре и декоративном искусстве мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка, на котором может помещаться эмблема или надпись; в даосской иконографии изображение развернутого свитка с надписью или эмблемой. как предвестия благих или, наоброт, нежелательных событий.

КВАДРАТНОЕ ПИСЬМО фанти цзы 方體字 — вариант письма, при котором буквы имеют квадратную форму; в Китае было создано в XIII веке для правившей в тот период монгольской династии Юань; сохранилось только в священных буддийских текстах.

КИСТЬ би 筆 — инструмент для покраски и живописи. Самая ранняя кисть была найдена в Китае; она может быть датирована V–III веками до н. э. С тех пор кисть много раз изменяла свою форму. В каллиграфии в качестве единственного инструмента письма использовалась кисть. Она должна была иметь острый кончик, аккуратные и не растрепанные волоски, округлую форму по бокам и большую упругость. Изготовление правильной кисти проходило в 70 этапов, и в зависимости от стиля письма или живописи имелось более 200 разновидностей кисти. Кисти изготовлялись из волосков козла или зайца; такие кисти хорошо впитывали жидкость и удерживали достаточное количество чернил. Рукоятки кистей выполнялись из разных материалов, таких как: бамбук, слоновая кость, нефрит, хрусталь, золото, серебро, фарфор, сандал, рог быка; их украшали художественными узорами.

КИСТЕНЬ чуй 錘 — холодное оружие. Представляет собой ударный груз (костяную, металлическую или каменную гирю), соединённый подвесом (цепью, ремнём или крепкой верёвкой), с деревянной рукоятью. Благодаря своей дешевизне и эффективности кистени широко использовались в X–XVII веках в Европе и Азии, а в ограниченном масштабе применялись и позднее. В Китае некоторые варианты боевых цепов шао цзи и лянь цзя гунь иногда имели достаточно длинный подвес и короткую боевую часть, что приближало их к кистеням. Оружие ганьцзыбянь состояло из рукояти длиной около 120 см, к которой с помощью подвеса такой же длины крепился ударный груз в виде наконечника копья, весивший до 200 г. Оно происходит от пастушьего кнута и использовалось крестьянами для самообороны. В некоторых случаях к двум концам шеста крепилось по цепочке.

КИТАЙСКАЯ ДРАМА цзинцзюй 京劇также: пекинская опера, пекинская, или столичная музыкальная драма (цзинцзюй ). Наиболее ранние сведения о китайской драме относятся ко второй половине XVIII века; она обрела зрелость и получила широкую известность к середине ХIХ в. Четыре основные амплуа пекинской оперы: мужские роли шэн , женские — дань , персонажи с разрисованным лицом цзин и комики чоу . Актерское исполнение в цзинцзюй включает в себя пение, декламацию, пантомиму и боевое искусство: бой без оружия, фехтование (мечи, пики, копья), акробатику, схватки с противником один на один и массовые сражения. Основой для сюжетов пекинской оперы служат исторические сочинения и жизнеописания, сказки и легенды, а также популярные произведения литературы, драматургии. Особое внимание уделяется морали, в финале добро одерживает верх над злом, даже от трагедий ждут счастливого конца. Длительность оперы составляет 2-3 часа, но есть оперы, которые могут продолжаться несколько дней.

КНИГА цзюань 卷 — свиток — в конфуцианской и даосской иконографии символ учености, пожелание сыновьям стать образованными и сдать экзамены; в иконографии божества долголетия Шоу-сина — символ его глубоких знаний.

КОЛЕСО УЧЕНИЯ фалунь 法論 — символ Учения Будды; представляет собой стоящий на подставке художественно оформленный круг с восемью спицами — символами Восьмеричного благородного пути, ведущего к просветлению.

КОНЬ ДРАГОЦЕННЫЙ бао ма 寶馬 — в даосской иконографии пожелание счастья и богатства; изображается с драгоценностью на спине. См. также лошадь.

КОРАЛЛ шаньху 珊瑚 — в даосской иконографии символ богатства; в буддийской иконографии — подношение Будде.

КОЛЬЧУГА куйцзя 鎧甲 — доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. В Китае распространение кольчужных доспехов произошло в эпоху династии Мин (1368–1644). У китайцев доспехи представляли собой одежду из плотной ткани, усиленную прикреплёнными изнутри металлическими пластинами, расположенными с частичным перекрытием друг друга. Многие доспехи снаружи были очень декоративны, обтянуты дорогими тканями, украшены вышивкой и большими фигурными головками заклёпок, в целом больше напоминая дорогую одежду, чем доспехи. Именно это обусловило их популярность в качестве парадных и офицерских доспехов.

КОЛЧАН цзяньдай 箭袋 — снаряжение для метательного оружия, особая сумка-чехол, в которой носились стрелы. Располагалась на поясе или за спиной у пеших стрелков, или подвешивалась к седлу. Стрелы помещались оперением вверх, чтобы их было легко достать и зарядить.

КОРАБЛЬ чуань 船 — символ спасения; в буддизме — от превратностей сансары — изменчивого, земного бытия.

КОРИЧНОЕ ДЕРЕВО гуй 桂 — в даосской иконографии ветвь К. Д. служит пожеланием здоровья и долголетия. К. Д. наделяется охранительными и целебными свойствами; связь с идеей бессмертия была вызвана, очевидно, его поздним, ближе к осени, цветением.

КОРОБКА хэ 盒 — в даосской иконографии атрибут духов мира и согласия хэ-хэ, символ богатства: из нее поднимается ореол с драгоценностями и прочими символами.

КОРОНА ПЯТИЛЕПЕСТКОВАЯ уфогуань 五佛冠 — в буддийской иконографии атрибут просветленных, изображаемых в благостной, мирной форме; на ней представлены образы будд пяти сторон света (с учетом центра).

КСИЛОГРАФИЯ мубань 木板 — вид печатной графики, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография возникла и получила распространение в Китае. Литературные источники относят первые печатные изображения с деревянных досок к VI веку. Самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр датируется IX веком. Предшественником ксилографии считается эстампаж — техника получения прямого оттиска рельефного изображения. Первые опыты такого своеобразного способа печати — это получение оттисков с плоских каменных рельефов. Их относят ко времени, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э.). Следующим этапом стало появление гравюры на дереве. Деревянные клише последовательно накладывадись на один и тот же лист, первое определяло контур рисунка, остальные — его различные цвета. Ксилография стала древнейшим методом книгопечатания, распространившимся из Китая в соседние страны.

КУБОК цзюэ 爵 — питьевой сосуд для вина. В Китае бронзовые кубки и другие изделия известны с эпохи Инь (XVII–XI вв. до н. э.). Открытие секрета их изготовления приписывается мифическим персонажам национальной древности — Желтому императору и Сяскому Юю, которые, по преданию изготовили первые бронзовые сосуды-треножники и зеркала. Бронзовые изделия служили показателем социального статуса и имущественного положения человека, использовались в качестве даров и подношений, передавались в семьях из поколения в поколение. Кубки включали в себя пять категорий: кубок цзюэ (омоним «воробей» цюэ 雀) — напоминает фигуру стоящей птицы; близки к нему по форме кубки цзяо и цзя ; кубок гу похож на современную вазу для цветов, кубки гун напоминают стилизованные фигурки животных. Изделия из бронзы богато орнаментировались.

КУВШИН пин 瓶 — в даосской иконографии и народной картине символ богатства; в буддийской иконографии содержит амриту, напиток бессмертия, является атрибутом Гуань-инь .

КШИТИГАРБХА 地藏 (санскр. сущность Земли) — один из четырёх наиболее почитаемых бодхисаттв в дальневосточном буддизме; воплощает собой силу обета спасения живых существ. Особым полем деятельности Кшитигарбхи являются адские миры, так как именно там живые существа страдают больше всего и нуждаются в поддержке.