ЭКЗАМЕНЫ кэцзюй 科舉 — отбор на должности путем экзаменов. С эпохи Суй (589–618) и Тан (618–907) чиновничество (шэньши ) стало отбираться на служебные посты все больше посредством системы экзаменов. Студенты-конфуцианцы готовились к сдаче государственных экзаменов, и после их сдачи могли претендовать на должности местных, региональных и столичных чиновников. Экзамены относились к типам минцзин (постижение канона) и цзиньши (экзамены вступления в учёные). На минцзине проверялась способность разбираться в конфуцианской классике. На цзиньши экзаменуемый должен был написать эссе по государственному управлению и политике. Также проверялись способности к стихосложению. Экзамены не давали реального равенства: потомки аристократов занимали большинство важных постов. Система экзаменов отнюдь не была «демократическим» институтом, обеспечивавшим высокую социальную мобильность. Получение степени сопряжено было с определенной подготовкой, образованностью. В школы, где осуществлялась такая подготовка, можно было попасть, лишь обладая социальным престижем или имея материальные средства. Дети высших чиновников и аристократов автоматически получали чиновный ранг, хотя сначала более низкий, чем их родители. Многие получали должности по праву рождения или же по рекомендации вышестоящих чинов. В чиновных слоях те, кто прошел через экзамены, составляли значительное меньшинство. Всё же, при династиях Суй и Тан сложилась система государственной службы, и возник избранный класс учёных-чиновников.

ЭПОХА ТАН 唐 (618–906). В эпоху Тан происходит расцвет китайской имперской государственности, достигшей пика своего могущества в VI–VIII веках. Могущество Танской империи нагляднее всего проявляется в расширении ее территориальных владений и росте внешнеполитического авторитета. Однако вторая половина VIII века и последующие столетия прошли в непрерывном ухудшении экономической и политической ситуации в стране. Поэтому все характеристики культурно-художественной жизни танского общества обычно относятся к первой половине этой империи.

ЭПОХА ЦИН 清 (1644–1911). Эпоха правления манчжурской династии (полукочевого народа). Внешне манчжуры адаптировались к китайской культуре и смогли создать централизованное государство. Утверждение и пик величия цинской империи приходится на вторую половину XVII–XVIII веков. Маньчжурские власти поставили интеллектуально-творческую жизнь страны под жесткий контроль сверху, была введена тотальная цензура. Хотя формально династия поддерживала развитие искусства, но на самом деле в этот период произошла стагнация культуры. Государственные экзамены приобрели характер фарса, способствуя коррупции чиновников и профанации образования. В этот период сильным было воздействие европейского искусства, причудливо соединившегося с китайскими традициями.